МакДжи: «Мы снимали кино о силе человеческого сердца»
Пять лет назад МакДжи совершил поступок, едва не угробивший его карьеру. Он так и не поднялся на борт самолёта, который должен был перенести его из Америки в Австралию, на съёмочную площадку «Супермена». После успеха «Ангелов Чарли», режиссёру предложили снять новую версию о приключениях самого знаменитого супергероя. МакДжи честно работал над раскадровками по сценарию Джей Джей Абрамса. После ряда фальстартов, Warner, уже потратившая на разработку проекта свыше 20 миллионов долларов, дала «Супермену» зелёный свет. В Сиднее всё было готово — трейлеры ждали актёров, декорации были смонтированы, съёмочная группа в 1000 человек готовилась к приезду режиссёра.
Но МакДжи так и не сумел заставить себя сесть в самолёт. Причина, которую огласили прессе была проста — боязнь полёта. Но на деле всё было иначе. «Если ты боишься летать, тебе прощают эту слабость. Но по большому счёту всё дело в проблеме контроля. Едва я покидал комфортную зону, то чувствовал, что подыхаю», — говорит режиссёр в интервью журналу Fast Company. Уже можно назвать всё своими словами: МакДжи страдал агорафобией. «Я должен был поступить в Университет Калифорнии, но провёл одну ночь в общежитии и психанул». В итоге он изучал психологию в 10 минутах езды от дома. Написав несколько песен для группы Sugar Ray в середине 90-х, МакДжи не поехал в тур — мечты о жизни рок-звёзд разбились. «После «Ангелов Чарли» меня пригласили в Букингемский дворец на приём к принцу Чарльзу. Я тупо не смог поехать».
При помощи специалистов, режиссёр смог преодолеть свои проблемы. И теперь он постепенно становится одной из влиятельнейших фигур Голливуда. Помимо продюсирования музыкальных проектов, он активно занимается телевидением — «Сверхъестественное», «Одинокие сердца» и «Чак» его детища. Пробив себе дорогу в кинобизнес съёмками видеоклипов, МакДжи встал в один ряд со Спайком Джонзом и Мишелем Гондри, но только в отличие от режиссёров, снимавших кино для хипстеров, человек со странным именем предпочёл блокбастеры — яркие, громкие и немного сумасшедшие. Как и он сам.
Мы познакомились с МакДжи в ноябре прошлого года, когда он привозил в Москву несколько фрагментов «Спасителя». Его манера общаться уже тогда сбивала с толку. Режиссёр лично здоровается с каждым из журналистов и отвечает на любые вопросы. В Париже он был столь же энергичен. Зайцы из знаменитой рекламы батареек могут умереть от зависти.
ВНИМАНИЕ: интервью содержит спойлеры. Если вы не видели фильм «Терминатор: Да придёт спаситель», читайте дальше на свой страх и риск.
МакДжи — рыжий мужик под два метра ростом — внезапно оказывается в комнате, где проходит наш круглый стол и начинает знакомиться с каждым журналистом. Доходит очередь до меня.
- Привет, я МакДжи!
- А я Татьяна, мы с тобой виделись в Москве, помнишь?
- И снова здравствуйте! Как дела? Мне очень понравилось в Москве!
- Всё нормально, ты как?
- Просто замечательно! Мне только что написали, что у нас рекорд по кассовым сборам в Южной Корее. Дико, конечно: в Южной Корее смотрят кино про постапокалиптический мир, а в Северной Корее разрабатывают атомные боеголовки. Странное время.
Но тем не менее, спасибо тебе за фильм — мне понравилось.
Благодарить надо Кристиана... Кристиана и Сэма. Они придали фильму правдоподобность. Ну вспомните, что вы подумали, когда услышали про четвёртого «Терминатора». Лично у меня первые мысли были «кому это надо? Мне не хочется видеть ещё один фильм из этой серии».
Потому что они облажались с третьим.
Ну да. Облажались. Так что нашей задачей было восстановить доверие. И для этого у нас есть самый талантливый актёр поколения — Кристиан Бэйл. Ну, по крайней мере, я считаю его таковым. Мы многое сделали верно, в чём-то ошиблись, многому научились и с нетерпением ждём работы над второй и третьей картиной. Но я очень доволен тем, каким получился «Спаситель». Всё могло быть иначе — мы же попали на забастовку сценаристов. Снимали в крайне трудных условиях. Хорошо хоть получили поддержку Арнольда Шварценеггера, иначе совсем туго было бы.
У тебя очень мрачный фильм вышел.
Я к этому стремился. Мне нужен был эффект, как от назначения Дэниела Крэйга на роль Джеймса Бонда. Он пришёл — и фильмы стали совсем другими. Точно так же было, когда Кристиан Бэйл стал Бэтменом у Криса Нолана. Потому что спустя несколько лет, те два последних фильма про Бэтмена смотрятся по-дурацки. Вобщем, мы должны были переиначить франшизу. Дальше пойдёт легче. Может даже и смешнее. Может, Арнольд у нас снимется в нормальной роли.
Ты вообще задумывал снимать его в четвёртой части?
Да он всегда был в ней! Одна из идей этого фильма — становление Т-800. Вы видите разные модели: гидроботов, мототерминаторов, Т-600, жнецов — и все они являются каким-то шагом на пути к Т-800. Который и есть Арнольд Шварценеггер. Машины как раз и собирают людей для того, чтобы забирать у них стволовые клетки и нарастить плоть на эндоскелете.
Арнольд видел фильм? Если да, то как отреагировал?
Я вообще должен с ним поговорить сегодня попозже, но когда мы с ним в последний раз виделись, он остался доволен.
А Джим Кэмерон?
К сожалению, после того как я закончил фильм, с ним мы ещё не разговаривали. Джим очень занят на съёмках «Аватара». Очень хочу с ним пообщаться, узнать, что он думает. Ты же знаешь, я перед съёмками ездил к нему, просил его благословения, если можно так выразиться. Сказал, что не буду снимать фильм, если он против. Говорю «ты автор, мне важно, чтобы ты благословил нас». Он отказался, но сказал, что оставляет за собой право выразить отношение к фильму — понравился он ему или нет. Ну и я в ответ ляпнул, что оставляю за собой право выразить своё отношение к «Аватару»! Мы пожали руки, а потом он рассказал мне о своих ощущениях, когда его назначили режиссёром «Чужих». Представляешь, великий Ридли Скотт снимает «Чужого», а потом приходит Джим Кэмерон и снимает сиквел. Реакция людей: «Джим Кэмерон? Это что за хрен с горы? Он же «Пиранью 2» снял».
Слушай, ну он потом «Терминатора» сделал.
Но фанаты «Чужого» отреагировали, вне зависимости от «Терминатора». Он сказал мне, что решил не повторять работу Ридли, а сделать нечто совершенно иное. Так что Джим прекрасно меня понимает. Кстати, мы с ним с того момента в прекрасных отношениях.
Зачем ты усложнил себе задачу, когда решил снимать кино при минимуме компьютерной графики?
Не люблю компьютерную графику. По-моему, современные режиссёры недооценивают имеющиеся у зрителей представления о физике. Когда ты видишь объект, являющийся стопроцентным порождением компьютера, то это смягчает восприятие. Фильм уже не кажется серьёзным. Мы всё свою жизнь наблюдаем вот это...
МакДжи берёт ручку. Всем нам памятен фокус Джокера с карандашом в «Тёмном рыцаре», так что мы слегка напрягаемся. Режиссёр роняет ручку на стол.
Все изучали в школе физику, это элементарные знания. А если я брошу на стол ручку, нарисованную на компьютере, то она упадёт неправдоподобно. Вы сразу это поймёте и почувствуете разницу. И теперь представьте то же самое, но с большим размахом. Вы думаете: да это ж просто нарисовано, так что мне пофигу. Поэтому мы построили всех этих роботов, которые были ощущаемыми, реальными. Настолько, что Кристиан руку чуть не сломал, когда врезал Терминатору. То же самое относится к миру после атомной войны. Его надо воссоздать в реальности. И взывать надо всё по-настоящему. У многих актёров брови обгорели, когда мы снимали взрывы. Тогда зритель чувствует, что вовлечён в просмотр. И кстати по всем вышеуказанным причинам я ещё не люблю монтажные склейки. Обратите внимание на одну из первых сцен фильма. Кристиан вылезает из-под земли, залезает в вертолёт, взлетает, вертолёт падает, Кристиан отрезает ремни безопасности, вылезает из вертолёта, видит взрыв там, где были его друзья, после чего подвергается атаке Т-600. Снимали одним дублем. Без склеек. Так я пытаюсь выказать вам, дорогие зрители, своё уважение. Я не буду делать склейки только из желания ускорить действие. Мне хочется, чтобы вы прочувствовали опасности и трудности, подстерегающие героев в том мире.
И что, Кристиану здорово досталось?
Руку он, конечно, не сломал, но поистрепался здорово. Особенно когда снимали его на мотоцикле. Он вообще сорвиголова. Студия вечно говорит «хватит кататься на мотоцикле», боится за актёров, но Кристиан очень сосредоточен на площадке. Отдаётся игре со всей страстью. И его не интересуют все эти голливудские уловки. У него нет ассистента. Он любит свою жену и дочь. У него куча денег, но он водит старую тачку. Ему реально пофигу! Он хочет просто быть актёром. Он же чуть не сдох, когда готовился к «Машинисту». В «Бархатной золотой жиле» гея сыграл. В «Американском психопате» бензопилой людей мочил. Он делает всё, что необходимо для роли, Вот сейчас он готовится к съёмкам в «Бойце», как Роберт Де Ниро к «Бешеному быку». Очень ответственно подходит к работе и требует того же от остальных. Фильму это только в плюс. У вас конечно есть право сказать, что вам его работа не нравится, но это не отменяет того факта, что он выкладывается на полную катушку.
Приходилось его осаживать?
Никогда. Он орал на меня, я орал на него. Что и требовалось. Я изучал картину Стэнли Кубрика «Тропы славы», поскольку хотел снять «Терминатора», как кино про войну. А съёмки военного фильма это не шутки. Я смотрел «Сердца тьмы» про съёмки «Апокалипсис сегодня». Коппола испытывал нереальные трудности! У Мартина Шина был инфаркт, вертолёты улетели, ураган разнёс декорации, Голливуд издевался над Копполой, говорили, «он рехнулся, потратил все бабки»... Слушайте, на самом деле вы должны быть готовы зайти так далеко, если снимаете подобное кино. Нам, конечно, было проще, но пришлось преодолеть ряд других трудностей.
А куда дели имя Джонатана Нолана из сценария?
Это привет Гильдии сценаристов. Его имени нет даже на постерах! Там должны стоять имена Ферриса, Бранкато, Джоны Нолана и Энтони Зайкера. А в титрах значатся только Феррис и Бранкато. Но я режиссёр фильма и могу точно сказать тебе, кто писал сценарий. Джона Нолан. Он всё переделал. Но как там работает Гильдия Сценаристов — я без понятия. Потому что Феррис и Бронкато написали первый вариант, который я прочитал и фильм снимать по нему не хотел. Потому мы познакомились с Кристианом, притащили Джону, начали работать все вместе, но в результате всё решала Гильдия сценаристов — я не знаю, как там у них всё устроено.
Моя соседка явно подзабыла T2 и спрашивает, как МакДжи пришла в голову идея о том, что машины спасают Джона Коннора и человечество. Режиссёр на секунду бросает на даму грозный взгляд, но тут включается американская вежливость, и он, как ни в чём ни бывало, переводит тему.
Мы вообще снимали кино о силе человеческого сердца. В буквальном и переносном смысле. О силе человека вообще. К примеру, любая машина рассчитает вам, что женщина неспособна поднять автомобиль. Но в жизни есть примеры, когда матери поднимали тяжеленные машины, чтобы спасти своего ребёнка после автокатастрофы. В этом разница между нами и машинами. И в этом фатальный недостаток мира машин. Там нет места ни надежде, ни вдохновению. Это как раз те человеческие качества, которых нет у машин. Наша идея заключалась в том, что «Скайнет» совершает ошибку, создавая Маркуса, который должен привести им Джона Коннора. Но Маркус слишком человечный. И в конце концов, его личностные качества перебарывают чип в его голове и металл в теле.
Мы тут у Брайс спрашивали про её отношение к машинам, она сказала, что побаивается. А ты как?
Сомневаюсь, что стоит их бояться, но надо быть начеку. Если я на своём «Блэкберри» набираю неправильно слово, аппарат автоматически поправляет меня. Я не прошу — он сам это делает. Вот вам пример искусственного интеллекта на самом примитивном уровне. Машина думает сама за себя. Если у вас плохое сердце, вам могут поставить искусственное. Но вот что меня всегда забавляло: если у вас депрессия, лет десять назад надо было идти к психиатру и про родителей. Теперь вам просто суют таблетку. Какой-нибудь ингибитор обратного захвата серотонина. И вам станет лучше. Мы научились разбирать генетический код человека, клонировали овцу. Раньше об этом писали фантасты, а теперь это реальность. Мы продвигаемся в науке очень далеко, что, конечно, великолепно, но надо быть осторожными. Лучший пример тому — Оппенгеймер. Одно из величайших научных достижений нашего времени — расщепление атома. Но благодаря этому придумали fucking атомную бомбу! Выпускать джинна из бутылки надо очень аккуратно! Или вот некоторые говорят, что интернет уничтожает нас в социальном и культурном плане. Мы перестали общаться просто так, при личных встречах. Во всём нужно находить баланс. Но бояться технологий не стоит.
Тебе предстоит ещё работать с перемещениями во времени — довольно трудная штука. Как будешь решать вопрос?
Мы специально старались не трогать тему перемещений во времени в этом фильме. Потому что, как ты правильно заметила, это действительно трудно. Так что мы пока что старались придерживаться треугольника: Сара Коннор, Джон Коннор, Кайл Риз. Если сосредоточиться на этом треугольнике, то можно многое показать. Иначе появляется столько интерпретаций... К примеру, что будет, если Кайл Риз умрёт в фильме? Джон Коннор начнёт исчезать с фотографий, как в «Назад в будущее»? Так что остаётся придерживаться основной линии: парень должен выжить, чтобы в 2021 году отправиться в прошлое, защитить Сару Коннор и в конечном счёте сделать ей ребёнка.
Слушай, но жнецы могли бы его убить запросто!
Разумеется! Он живёт в опасном мире, а будущее на самом деле поддаётся изменениям. Отсюда главная идея фильма: нет судьбы, кроме той, что творим мы сами. У меня есть другой пример. Не знаю, как ты относишься к понятию «судьба», но...
МакДжи опять берёт ручку.
Что будет, если я её уроню?
Смотря как уронишь.
Нет, ну она же упадёт на стол, так?
Возможно!
Нет, Tatyana, что значит «возможно»?
Ну у тебя там стакан с водой стоит — можешь в него попасть.
Так, вы все там в России такие? Давай, подыгрывай мне! Какова судьба этой ручки, если я её уроню?
Ладно, она упадёт на стол.
Отпускаю.
МакДжи отпускает ручку, она не долетает до стола, потому что он перехватывает её второй рукой.
Вот видишь, я изменил судьбу ручки, сделав выбор! Так вот, всякая хорошая фантастика состоит в том, что ты сидишь в зале, смотришь на все эти взрывы, погони, развлекаешься — йееее!! А потом ты должна выйти из зала и задуматься! Вспомни «Матрицу». Она смотрится прекрасно, но потом можно потратить четыре года на написание научной работы, пытаясь разобраться в том, что придумали Энди и Ларри Вачовски. То же самое с «Бегущим по лезвию». И вот это — качественная фантастика. Что получилось у меня — покажет время. Но знаешь, мне понравилась история Маркуса. Когда мы впервые видим его, он уже махнул на себя рукой. Типа «режьте меня, мне всё равно». Человечество его тоже не волнует — он не видел ничего положительного от людей. Он умирает, а затем приходит в себя в странном мире. И вот тогда он постепенно осознаёт собственную ценность и ценность тех, кто его окружает. Через любовь женщины, через силу и мужество юноши, через дружбу с Джоном Коннором. И теперь он способен умереть, зная себе цену и понимая ценность человечества. Помни, что Маркус так и не простил себе своих поступков, за которые оказался в тюрьме. Из-за него погиб брат и двое полицейских. Он никогда не подавал на апелляцию. Сам по себе он считает, что должен умереть. Только теперь он может сделать вклад. Который и считается спасением из нашего подзаголовка.
Какой твой любимый фантастический фильм?
«Бегущий по лезвию». Перед съёмками я всем вручил книги «Мечтают ли андроиды об электроовцах» и «Дорогу» Кормака МакКарти.
А как же «Безумный Макс 2»? Ведь похоже!
Чисто визуально я позаимствовал что-то из этого фильма, но ещё и из «Дитя человеческого».
Сцены без монтажных склеек в том числе?
И их тоже! Но ещё я изучал «Верёвку» Хичкока. Весь фильм вы думаете, что он снят одним непрекращающимся планом, настолько хитро он сделан. Мне нравится такое качественное кино, так что я стараюсь всеми возможными способами показать своё уважение к зрителю.
«Чужой» или «Чужие»?
Так... «Чужие» это, конечно, такой сай-фай «Взвод», люблю их. Но вот «Чужой» вне конкуренции. Х. Р. Гигер, который был художником по картине, создал как раз то самое будущее, которое я пытался показать — мрачное, грязное, ржавое. Меня не интересует будущее, как в «Бегстве Логана» — блестящее, с Фэррой Фоссет и волосатыми мужиками в костюмах в обтяжку. Оно меня не интересовало.
Как же ты всё-таки заполучил Кристиана в свой фильм?
Тут надо отметить, что МакДжи обычно отвечает на этот вопрос одинаково: рассказывает байку, как Бэйл попросил его довести сценарий до такого состояния, чтобы его можно было читать со сцены. Но на сей раз, режиссёр задумывается и выдаёт следующее:
Мы много говорили. Он, как актёр, имеет полное право знать, что у него за персонаж, как он развивается на протяжении фильма. Надо было объяснить ему, что зацепило именно меня в этой роли. А меня зацепило вот что: бремя предначертанного. Я сказал Кристиану: «Ты не хочешь быть лидером человечества. Ты хочешь словить пулю. Но тебе предначертано судьбой возглавить людей. Таков твой конфликт. Когда мы впервые тебя видим — ты простой солдат. Тебе могут запросто сказать «А ну тащи сюда свою задницу, Коннор! Это не твоё задание!» И через систему своих убеждений, зная, что он должен сделать, к концу фильма он станет лидером Сопротивления». Так мы с ним и начали формировать этого героя. Но настоящее развитие он получит уже в следующем фильме.
У тебя контракт на три фильма?
Да. Но всё в руках зрителей. У нас уже есть сюжет второй и третьей части. Продолжение будет развиваться в наше время. Кристиан Бэйл отправится в Мадрид, Париж, Нью-Йорк, чтобы предупредить военных о грядущей атаке «Скайнет». Разумеется, все будут смотреть на него и думать: да он псих! В дурку его! Сара Коннор и Джон Коннор всегда знали правду, хотя окружающие считали их сумасшедшими. И потом Джон натолкнётся на учёного, австрийского учёного... который очень похож на Арнольда Шварценеггера. И посмотрим, что получится!
На этом наш круглый стол с МакДжи заканчивается.
Как верно замечают многие критики, если бы не имя, к нему вообще не было бы претензий. Но на «Джо» и «Джозефа», как его зовут по паспорту, МакДжи не откликается. Проверено.
Источник: kinopoisk.ru
Интервью: Татьяны Шороховой (zlobuster)